Отношение к бизнесу в России различается в зависимости от его масштаба: к малому и среднему бизнесу россияне относятся лучше, нежели к крупному — положительно к малому бизнесу относятся 90% опрошенных, а к крупному бизнесу положительно относятся 67% опрошенных. Особенно улучшилось восприятие малого и среднего бизнеса: по данным последних опросов 90% выражают к нему положительное отношение, в 2009 г. было 79%.

Доверие к предпринимателю в российском обществе сформировано слабо: несмотря на существенное снижение недоверия (с 45% в 2010 г. до 27% в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все еще превышает долю доверяющих — 27% против 22%.

Уровень предпринимательской активности меняется: доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается с 32% в 2008 г. до 22% в 2017 г., а оценивающих подобную перспективу как нежелательную – растет – с 49% в 1991 г. до 68% в 2017 г. В то же время уже 7% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес, в 1991 г. таких ответов было 2%. Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины, люди среднего возраста, с высшим образованием, жители городов-«миллионников».

Главным фактором успеха в бизнесе россияне в целом считают наличие стартового капитала — 53%, а его отсутствие – одним из главных препонов на пути начинающих предпринимателей — 18%. Отмечается значимость команды — 34%, личных качеств — 24%. Начать собственное дело, по словам опрошенных, помогли бы, в первую очередь, улучшение материального благосостояния и «финансовая подушка».

Россияне считают бюрократию и административное давление основными и неизменными барьерами для открытия бизнеса в России. За 8 лет исследований фактор административного давления на бизнес остался неизменным — 27% в 2009 году и 26% в 2017 году.

Роль бизнеса в целом в нашем обществе оценивается положительно: 74% граждан говорят, что деятельность предпринимателей идет на пользу людям. Основную пользу от бизнеса россияне видят в увеличении занятости населения путем создания рабочих мест — 28%, а также пополнении государственного бюджета — 13%, повышении доступности — 12% и ассортимента товаров и услуг — 10%.

Для справки: Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 28-29 июля 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.

Источник: пресс-выпуск ВЦИОМ